Как научить собаку искать?

Нужна умная собака, обладающая хорошим обонянием. Желательно, чтобы собака умела находить спрятанные предметы по команде «Найдипредмет», но и этому умную собаку вы тоже можете научить.

Т.Н.Березина, д.псх.н

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С СОБАКОЙ.

(описание методик)

ПРОБНАЯ СЕРИЯ. Обучение собаки поиску предметов.

ЭКСПЕРИМЕНТ 1. Поиск образа предмета по реальному запаху предмета (контроль – поиск реального предметапо реальному запаху).

Эксперимент 2. Поиск реального предмета позапаху его образа (контроль – поиск реального предметапо реальному запаху).

Эксперимент 3. Поиск человека по запаху его образа (контроль поиск человека по запаху его вещи).

Эксперимент 4. Поиск образа предмета по реальному запаху предмета (контроль – прохождение псом случайного места).

На главную — http://experiment4.narod.ru/index.html

ПРОБНАЯ СЕРИЯ.

Экспериментатор – 1 человек.

Испытуемый – 1 собака.

Оборудование – предметы, которые будет искать собака.

Цель- научить собаку искать предметы по ихзапаху и (или) по соответствующей команде. Это входит в обычный курс дрессировки, и телепатии пока отношения не имеет, просто для опытов нужна обученная команде «Ищи» собака.

1. Обучение собаки находить спрятанные предметы по команде. Например, вы прячете апельсин и даете собаке команду: «Апельсин». Собака должна понять по этой команде, что от нее требуется найти и принести спрятанный апельсин. Она находити приносит. После чего вы долго ее хвалите и даете чего-нибудь вкусненькое. Это обычная дрессировка. Опыт повторяется несколько раз до тех пор, пока собакане научитьсялегко выполнять команду. Дрессировку следует повторять несколько раз в разных помещениях (или на улице в разных местах), чтобы собака понимала команду безразлично к обстановке. Кстати, апельсин совсем не обязательно прятать далеко, он может быть даже на виду. Главное, чтобы собака научилась понимать обращенное к ней слово, и понимать, что в ответ на это слово надо пойти и найти то место, где апельсин (гдепахнетапельсином). И, кстати, можно прятать не только апельсин, а что угодно: мячик, конфетку, косточку.Апельсин я привела только в качестве образца – апельсин обычно загадывался в соответствующих опытах на людях. Для своих собак мои соэкспериментаторы обычно брали естественные предметы. Одна девушка учила свою собаку искать сало, по команде «Ищи сало», другая кофту – по команде «Кофта». В последнем случае собака обычно спала на этой кофте и команду хорошо знала. Достаточно было сказать ей «Кофта», как она находила кофту и приносила ее.

А) На видуположить известный собаке предмет, например конфету.

Б) Дать собаке понюхать фантик от конфеты и скомандовать «Ищи конфету».

В) Собака начинает двигаться по комнате. Повторяйтенесколько раз команду «Ищи конфету»буквально указывая на конфету. В конце концов, собака на нужный предмет наткнется.

Г) Поощрите собаку.Скажите: «Хорошая собака» и дайте что-нибудь вкусненькое.

Д) Опыт повторяется, постепенно предмет прячется дальше, кладется за ножку кресла и т.д., пока собака ни научится устойчиво его находить по команде «Ищи предмет»

2. Обучение собаки поиску любого предмета по его запаху.

А) Беретсяв руки какой-либо предмет (спички, яблоко, бумажка, ботинок и т.д.), человек слегка потирает руки об этот предмет, чтобы остался запах.

Б) Для начала предмет кладется в пределах видимости собаки.

В) Собаке предлагается понюхать руки под команду «Нюхай», и потом отдается команда «Ищи». В данном опыте предмет называть не обязательно, собака должна научиться искать тот предмет, которым пахнут ваши руки.

Г) Собака начинает двигаться по комнате и рано или поздно уткнется в предмет поиска.

Д) Поощрение собаки. Ей говорится «Молодец», дается еще раз понюхать найденный предмет, чтоб она поняла, чего искала, дается поощрение.

Е) Опыт повторяется с другим предметом. Опыт повторяется несколько раз (при этом предметы постоянно меняются) до тех пор, пока собака ни научитьсяустойчиво находить предмет по запаху с рук.

ЭКСПЕРИМЕНТ 1.

Поиск образа предмета по реальному запаху предмета (контроль – поиск реального предметапо реальному запаху).

Оборудование – секундомер, предмет для поиска.

Экспериментатор – 1 человек.

Испытуемый -1 собака, уже обученная искать предмет по команде.

Организация исследования. Ставится опытная и контрольная серияэкспериментов. В контрольной серии собака по команде ищет реальный предмет, искать который ее обучили. В опытной серии – собака ищет образ предмета. В обоих случаях засекается время от момента команды до момента, когда она подбегает к предмету или образу. За один раз проводится 1 – 5 опытов.

Контрольная серия.

А)Отдается команда «Ищи предмет» и включается секундомер.

Б) Когда собака подбегает к предмету секундомер выключается. Собака поощряется.

В) Время, затраченное собакой на поиск предмета, заносится в протокол.

Экспериментальная серия.

А) В одной из точек комнаты мысленно воображается образ предмета, который собака обучена находить по команде (самого предмета там нет, и никогда не было).

Б) Отдаетсякоманда «Ищи предмет» и включается секундомер. Собаке можно дать понюхать запах этого предмета, но этого можно и не делать (если собака хорошо знает команду).

В) В момент, когда нос собаки будет находиться над точкой, в которой воображался образ предмета, секундомер выключается. Экспериментатор хвалит собаку, дает подкрепление, тычет пальцем в место, где был образ, сопровождая это возгласами (здесь, здесь предмет, молодец, молодец).

Г) Время, затраченное собакой на поиск образа, заносится в протокол.

Д) Для следующего опыта выбирается другое место.

ЭКСПЕРИМЕНТ 2.

Поиск реального предмета по запаху его образа (контроль – поиск реального предметапо реальному запаху).

Оборудование – секундомер, предметы для поиска.

Экспериментаторы – 2 человека (экспериментатор и ассистент).

Испытуемый -1 собака, уже обученная искать предмет по его запаху.

Организация исследования. Ставится опытная и контрольная серияэкспериментов. В контрольной серии собака по команде ищет любой реальный предмет,запах которого ей предъявляется (например, запах, оставшийся на руках экспериментатора). В опытной серии – собака ищет любойпредмета по запаху его образа, воображенного экспериментатором. В обоих случаях засекается время от момента команды до момента, когда она подбегает к предмету. За один раз проводится 1 – 5 опытов.

Контрольная серия.

А) Экспериментатор чисто моет руки водой, желательно без мыла.

Б) Экспериментатор потирает свои руки любымпредметом (спичками, конфетой, книгой), затем предмет кладется где-нибудь в помещении.

В) Экспериментатор дает собаке понюхать свои руки, пахнущие этим предметом, дает команду «Нюхай. Ищи», и включает секундомер.

Г) Когда нос собаки упирается в спрятанный предмет, секундомер выключается, собака поощряется.

Д) Время поиска заносится в протокол

Е) Для следующего опыта берется другой предмет.

Экспериментальная серия.Участвуют два человека – экспериментатор и ассистент.

А) Ассистент кладеткакой-либо предмет в помещении.

Б) Экспериментатор воображает этот предмет на чистом листке бумаги, стараясь представить образ ярко, объемно, ощутить его прикосновение, запах и вкус.

В) Экспериментатордает листок бумаги понюхать собаке. Дает команду «Ищи» и включает секундомер.

Г) В момент, когда нос собаки утыкается в предмет, секундомер выключается, собака поощряется.

Д) Время поиска заносится в протокол.

Е) Для следующего опыта берется другой предмет.

ЭКСПЕРИМЕНТ 3.

Поиск человека по запаху его образа (контроль поиск человека по запаху его вещи).

Оборудование – секундомер..

Экспериментаторы – 1 человек плюс несколько ассистентов, которых пес будет искать (минимум, два).

Испытуемый -1 собака, уже обученная искать людейпо их запаху.

Организация исследования. Ставится опытная и контрольная серияэкспериментов. В контрольной серии собака по команде ищет человека,запах которого ей предъявляется (например, запах, оставшийся на одежде этого человека). В опытной серии – собака ищет человекапо запаху его образа, воображенного экспериментатором на листочке бумаге или на фото. В обоих случаях засекается время от момента команды до момента, когда она подбегает к человеку. За один раз проводится 1 – 5 опытов.

Контрольная серия.

А) Экспериментатор собирает вещи ассистентов. Ассистенты прячутся, расходясь по разным помещениям (экспериментатор не знает, кто из них, где находится, собака тоже).

Б) Экспериментатор дает собаке понюхать вещь одного из ассистентов, отдает команду «Ищи» и включает секундомер.

В) Когда собака находит этого человека, секундомер выключается. Собака поощряется.

Г) Время поиска заносится в протокол.

Д) Для следующего опыта можно брать вещь другого человека или другую вещь первого человека.

Экспериментальная серия.

А) Экспериментатор воображает образ одного из ассистентовна чистом листке бумаги, стараясь представить образ ярко, объемно, ощутить его прикосновение, запах и вкус. Можно брать фото данного человека, но фото не должно пахнуть самим человеком!!!!, т.е. оно какое-то время должно находится вне соприкосновения с телом человека или его носильными вещами.В любом случае экспериментатор смотрит на бумагу, стараясь «оживить» образ.

Б) Экспериментатордает этот листок бумаги понюхать собаке. Отдает команду «Ищи» и включает секундомер.

В) Когда собака находит этого человека, секундомер выключается. Собака поощряется.

Г) Время поиска заносится в протокол.

Д) Для следующего опыта можно брать вещь другого человека или другую вещь первого человека.

ЭКСПЕРИМЕНТ 4.

Поиск образа предмета по реальному запаху предмета (контроль – прохождение псом случайного места). Аналог эксперимента 1, но другой контроль.

Оборудование – секундомер, предмет для поиска.

Экспериментатор – 1 человек.

Испытуемый -1 собака, уже обученная искать предмет по команде.

Организация исследования. Опытные и контрольные измерения совмещены. Экспериментатор выбирает два места в комнате (опытное и контрольное): в опытном месте – экспериментатор воображает образ искомого предмета, в контрольном месте ничего не воображается, это место служит для сравнения – как быстро пес добегает до случайного места, в котором нет образа. Делается двазамера: а) время, за которое собака пробегает случайное место, б) время за которое она добегает до образа. За один раз проводится 1 – 5 опытов.

А) Экспериментатор на одинаковом расстоянии от себе выбирает два места (опытное и контрольное). Например, одно справа от себя, другое слева. В опытном месте максимально живо визуализируется образ предмета, который собака умеет находить по команде.

Б) Отдаетсякоманда «Ищи предмет» и включается секундомер. Собаке можно дать понюхать запах этого предмета, но этого можно и не делать (если собака хорошо знает команду).

В) Если собака сначала подбежала к контрольному месту, но экспериментатор отмечает в протоколе «время нахождения контрольного места», но секундомер не выключается и опыт продолжается.

Г) В момент, когда нос собаки будет находиться над точкой, в которой воображался образ предмета, отмечается время на секундомере. Экспериментатор хвалит собаку, дает подкрепление, тычет пальцем вместо, где был образ, сопровождая это возгласами (здесь, здесь предмет, молодец, молодец), стараясь проделать это быстро.

Д) Время, затраченное собакой на поиск образа, заносится в протокол.

Е) Эксперимент продолжается до тех пор, пока собака не пробежит мимо контрольного места. Время пробегания мимо контрольного места заносится в протокол.

Ж) Для следующего опыта выбирается другое место.

(С) При использовании материалов с сайта – ссылкана сайт http://experiment4.narod.ru/index.html. — обязательна.

Правила обращения с собакой-роботом

Перед тем, как проверить работу всех описанных опций, важно внимательно изучить руководство по использованию Зумера.

Инструкция с иллюстрациями и подробными указаниями, которая входит в комплект поставки, поможет уточнить неясные моменты и справиться со сложностями по управлению игрушкой.

Ограничения

Для безопасной работы собаки Зумера родителям следует позаботиться, чтобы юный хозяин игрушки не брал ее с собой в постель. Когда собака включена, не следует помещать ее в места, несущие потенциальную опасность для конструкции. К примеру, не разрешается ставить умного робота на стол, ступеньки лестницы или антресоли, чтобы избежать падения и поломки.

Предупреждения для хозяев

Приобретать игрушку можномалышу, достигшему возраста 3 лет. Ребенку следует играть с Zoomer в присутствии взрослых. Во время игры необходимо внимательно наблюдать за ребенком и роботом. Требуется следить, чтобы волосы и руки не проникали в движущиеся элементы включенного механизма.

Нужно проводить периодическую диагностику механизма Zoomer. При проверке работоспособности игрушечного пса важно уделять внимание целостности сенсоров и зарядного устройства. Если в процессе осмотра робота было найдено повреждение, то следует:

  1. немедленно выключить изделие;
  2. ограничить доступ ребенка к роботу.

После окончания игры Zoomer необходимо выключить и убрать в безопасное место. Для подзарядки собаки следует применять только то зарядное устройство, которое было приобретено в комплекте.

Ошибки при подготовке собаки по поиску наркотических средств

Качество подготовки служебных собак зависит от умения дрессировщика правильно выполнять приемы общей и специальной дрессировки. Ошибки — это неправильные действия дрессировщика или его помощника, в результате чего у собаки образуются нежелательные условные рефлексы, затрудняющие дальнейшую подготовку и использование собак на службе, что иногда приводит к порче собак.

Важнейшим средством обнаружения допускаемых дрессировщиком ошибок и своевременного устранения их является систематический контроль и помощь со стороны опытных специалистов-кинологов, обладающих значительным опытом подготовки собак. Вместе с тем, многие ошибки могут быть учтены и не допущены самим дрессировщиком при глубоком знании теории и техники дрессировки.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

К ошибкам в дрессировке собак приводят следующие причины:

— слабая теоретическая подготовленность дрессировщика;

— отсутствие достаточного опыта дрессировки собак;

— неумение дрессировщика критически анализировать свои действия и учитывать влияние на собаку окружающей внешней среды;

— отсутствие учета индивидуальных особенностей в поведении собаки.

Практика обучения специалистов службы собак и дрессировки служебных собак показывает, что опытные дрессировщики меньше допускают ошибок в своих действиях.

Рассмотрим ошибки, наиболее часто встречающиеся в подготовке служебных собак, дрессируемых по поиску и обнаружению наркотических средств.

Собака находит наркотики, заложенные в контейнере (игровом предмете) и не находит наркотики спрятанные без контейнера.

Когда вы постоянно прячете игровой предмет содержаний образец наркотика, собака обучается искать комбинацию запахов: игрушки и наркотика. Особенно это верно для резиновых игрушек, которые имеют свой выраженный запах. Для контроля и исключения образования связи на комплексный запах, необходимо искать образцы наркотиков спрятанных без контейнера и использовать вторичное подкрепление. Необходимо также тщательно удалять или значительно уменьшать выраженность собственного запаха контейнера: хорошо ополаскивая их и высушивая перед использованием. Кроме того, если вы не моете игрушки, на них накапливается слюна собаки.

Собака не обнаруживает наркотики, спрятанные в мебели.

Это также связано с недостатком практики. Кроме того, многие собаки с активным обозначением не любят царапать деревянные или металлические поверхности.

Начните с самого простого. Пусть помощник фиксирует собаку за поводок. Вы дразните собаку игрушкой и на ее глазах, прячете игрушку в шкаф. Помощник должен сразу же отпустить собаку. В таком случае собака обычно сразу пытается добраться до своей игрушки. Повторяйте это упражнение с использованием различной мебели (деревянной, пластмассовой, металлической), на различной высоте, устраивая закладки различной трудности, пока ваша собака не начнет с легкостью осуществлять поиск и обозначение.

Собака отказывается работать в присутствии других собак.

Единственный путь решения этой проблемы приучить собаку не обращать внимания на других животных. Тренируйтесь в присутствии других собак. Отвлекайте собаку игрушкой и используйте мягкую коррекцию. Но, помните, что вы только снизите отвлечение, но не сможете исключить его полностью. Поэтому при реальной работе, прежде чем приступить к поиску, удалите из зоны поиска всех животных.

Собака боится движущихся или работающих автомобилей.

Возьмите собаку на поводок, идите с ней туда, где есть работающие и движущиеся автомобили и гуляйте, играйте и подкармливайте собаку там. Рано или поздно собака поймет, что автомобили условие приятного времяпрепровождения. Не идите на поводу у собаки, т.е. если собака демонстрирует испуг, не прекращайте занятий.

Собака боится людей.

Довольно много собак боится людей. Это обычно вызывается недостатком общения с людьми в раннем возрасте или негативным опытом общения. Часто трудно установить причину, почему собака боится, но в 99% случаев это можно исправить. Прежде всего, не обращайте внимания на собаку, которая изображает испуг. Многие кинологи при этом начинают успокаивать собаку: «Хорошая собака! Бедный песик!», что воспринимается собакой как положительное подкрепление такому поведению. Просто игнорируйте состояние испуга. Если собака пытается убежать, скажите «Нет!» и мягко притяните собаку к себе или мягко посадите ее. Только тогда успокаивайте и хвалите собаку. В такие моменты вы не должны допускать грубого обращения с собакой, это может испугать ее еще больше. Гуляйте с собакой в людных местах, познакомьте собаку со всем разнообразием людей по полу, возрасту, национальности, цвету кожи и одежды. Раздавайте лакомство посторонним людям и просите, чтобы они подкармливали собаку. Если есть такая возможность, ходите с собакой по магазинам, складам, вокзалам и т.п. позволяя и там посторонним людям подкармливать и ласкать собаку. Коррекция такого поведения может занять достаточно много времени в зависимости от особенностей собаки.

Собака царапает не так интенсивно как хотелось бы.

Как известно, существует несколько способов формирования обозначения царапаньем. Во-первых, мы можете вырыть несколько ямок в земле и прикопать там несколько пластмассовых бутылок из-под воды с помещенными в них игрушками ароматизированными наркотиками. Сделайте в бутылках по нескольку отверстий и поместите бутылки в землю голышками вниз, так чтобы основания бутылок было на уровне земли. Подведите собаку к бутылкам, обоняя игрушки, она начнет разрывать землю, чтобы добраться до них. Поскольку бутылки прикопаны, ей придется достаточно долго, преодолевая сопротивление земли раскапывать бутылку с игрушкой. Это упражнение очень повышает мотивацию добычи и «борьбы» за игрушку. То же самое вы можете сделать в песочнице, прикапывая игрушки в песке и понуждая собаку раскапывать ее. Другим техническим средством, которым мы пользуемся, является «ящик для царапанья». Это ящик с верхней крышкой из плексигласа. Мы берем теннисный мяч на веревочке и протаскиваем его через ящик. Ящик имеет два отверстия на противоположных сторонах, через эти отверстия мы пропускаем веревочку от мячика и протаскиваем мячик под плексигласом, возбуждая собаку. Обычно собака, пытаясь добраться до мячика, начинает царапать с большой охотой, интенсивностью и продолжительностью. После интенсивного и продолжительного царапанья вытягивайте игрушку из ящика и вознаграждайте собаку. Описанные выше упражнения очень способствуют закреплению поведения царапанья. Но после этого в любых ситуациях добивайтесь любыми путями от собаки выраженного царапанья, прежде чем дать ему игрушку.

Слабое царапанье обычно результат неправильного подкрепления со стороны кинолога, который дает собаке игрушку при первых царапающих движениях.

Собака не обозначает небольшие количества наркотиков.

Это обычно результат неправильного обращения кинолога с наркотиками в процессе обучения. Если вы работаете с препаратами без перчаток и затем касаетесь руками каких-либо предметов, то оставляете на них молекулы этих препаратов. А когда собака обозначает эти маркированные наркотиками места, вы корректируете ее поведение, формируя у собаки, таким образом, представление о том, что не стоит обращать внимания на не интенсивные запахи. Во время подготовки собаки необходимо работать в перчатках и при помощи пинцетов, а прежде чем манипулировать с другими предметами, перчатки необходимо снимать. При смене мест сокрытия учебных закладок, тщательно проветривайте предыдущие места закладок или дезодорируйте их, например, при помощи специальных аэрозолей.

Проводите занятия с очень небольшим количеством наркотика в закладке и инициируйте сигнальное поведение собаки. Занимаясь, таким образом, вы начнете доверять своей собаке и будете уверены в том, что в реальных условиях она не делает «ложного обозначения», а отмечает места с остаточным запахом. В таких случаях похвалите собаку голосом и продолжайте поиск до реальной закладки.

Собака не обозначает высокие места сокрытия.

Большая часть собак не любит обозначать высокие закладки. Собакам не свойственно стоять и ходить вертикально, они к этому не приспособлены. Вы должны научить собаку какой-нибудь специфической команде, например, «Ап!». Возьмите ароматизированную наркотиком игрушку и разыгрывая ею собаку поднимите ее повыше по стене или по шкафу, давайте ей команду «Ап!». Может быть, вам понадобится мягко поддернуть собаку вверх, чтобы помочь ей подняться на задние лапы. Как только собака поднимется на задние лапы, дайте собаке игрушку и поиграйте с ней. Повторяйте это упражнение, пока собака не станет сразу по команде подниматься на задние лапы за своей игрушкой. Затем передайте собаку помощнику, раздразните собаку игрушку и высоко положите ее. Отпустите собаку и дайте команду «Ап!». Постепенно это команда приобретет смысл: Ищи высоко! Поощрите ее попытки добраться до игрушки – собака может царапать, подпрыгивать, лаять или просто долго стоять на задних лапах, не двигаясь с этого места. Продолжайте такие упражнения до той поры, пока собака не начнет уверенно вести себя при высоких закладках и сразу вставать на задние лапы по вашей команде в совершенно разных местах.

Если ваша собака испытывает боль при попытке встать на задние ноги, это может быть связано с заболеваниями позвоночника или суставов задних конечностей. Обратитесь к ветеринарному врачу, выясните и устраните причину боли, прежде чем продолжать дрессировку.

Собака хорошо отыскивает один вид наркотиков и плохо другие.

Многие кинологи облегчаются себе жизнь, чаще работа с каким-либо одним видом наркотических средств, например, марихуаной. С марихуаной работать легко, она доступна, имеет резкий выраженный запах, с ней можно отработать все варианты поиска и ее собаки обнаруживают легче. Игнорирование или редкое использование других видов наркотиков при обучении, приводит к тому, что собака начинает считать, что только марихуана является сигналом к игре. Собака должна быть обучена поиску всех основных наркотических средств. По мере включения в обучение новых видов наркотиков, не забывайте использовать в упражнениях и уже освоенные собакой виды. В конце концов, в один дрессировочный день, вы должны провести упражнения с использованием всех известных собаке видов наркотиков. Сосредоточение внимание только на одном виде наркотиков, может привести к тому, что собака будет обозначать только его, даже притом, что она знает запахи и других видов.

Собака боится скользких поверхностей.

Это проблема встречается, когда собаке приходится работать в помещениях, вокзалах или аэропортах. Многие кинологи игнорируют занятия на скользких или лакированных поверхностях или полах. Мы забываем, что собаки ближе к земле, чем мы и ногти на лапах существуют для того, чтобы, вонзив их в землю стабилизировать себя. На гладких поверхностях когти не вонзаются! Собака чувствует себя как корова на льду. Единственный способ справиться с этой проблемой, обучить собаку сохранять равновесие и устойчивость на скользких поверхностях. Для начала просто гуляйте, затем играйте, а потом и проводите учебные занятия на таких полах.

Собака плохо ищет в салоне автомобиля.

Если собака не приучена искать в салоне, то когда вы открываете ей дверь автомобиля, она думает, что вы сейчас куда-нибудь поедете. Чтобы исправить это начните игры сначала в забрасывание – открывая двери, забрасывайте туда игрушки. Затем дайте собаку помощнику, и, раздразнив ее игрушкой, забросьте игрушку в салон и закройте дверь. Пустите собаку на поиск. Сначала обыщите автомобиль снаружи. Затем откройте собаке дверь и дайте ей отыскать ее игрушку. Когда вы заметите, что собака входит в салон уже не как пассажир, прячьте игрушки заранее. И наконец, переходите к поиску наркотиков.

Собака хорошо ищет в процессе обучения, но не ищет в реальных условиях.

Обычно эту проблему создает кинолог, который сам себе делает закладки, не пользуясь при этом пинцетом или перчатками. Собака начинает ориентироваться либо на запаховые следы кинолога, либо на смешанный запах закладок. В таких случаях реакция собаки на закладки без запаховых следов кинолога, либо неполная (принюхивание, приостановка, возбуждение, попытка осуществить сигнальное поведение) либо отсутствует. Чтобы исправить это или избежать этого, вернитесь к более легким упражнениям и в легких условиях отработайте поиск закладок, которые закладывают посторонние собаке люди. Если вы продолжаете делать закладки сами, пользуйтесь пинцетом и перчатками. Или после осуществления закладки ладонями промаркируйте объекты – интенсивно коснитесь различных частей машины, багажа и т.п. Как только собака поймет, что на вас уже положиться нельзя, она переключится на запах наркотиков.

Собака часто делает ложные обозначения.

Эта проблема результат ошибок допущенных в процессе обучения. Чтобы исключить ложные обозначения, вы должны научить собаку реагировать только на запах наркотических средств. Вы должны научить ее безразлично относиться к другим запахам. Во время тренировок прячьте наряду с наркотиками чистые теннисные мячи, полиэтиленовые пакетики, трубки, духи, и другие предметы, в том числе используемые в качестве контейнеров. Если собака собирается обозначать «пустые» предметы, говорите ей «Ищи!» строгим голосом и ведите к «настоящей» закладке. Вы должны обучить собаку не реагировать на резкие и привлекательные для нее запахи.

Другой причиной ложного обозначения является постоянное использование вторичного подкрепления. Желая получить от кинолога свой мячик, собака начинает его обманывать в прямом смысле этого слова. В таком случае переходите на первичное подкрепление.

Собака не реагирует на большие по объему закладки наркотиков.

Если вы используете маленькие объемы наркотиков в процессе обучения, собака будет реагировать именно на эту интенсивность запаха. При дрессировке в качестве закладок используйте различные объемы наркотических средств: от килограмма до нескольких грамм.

Многие собаки теряются, обоняя большое количество наркотиков, некоторые даже пугаются. Поставьте себя на место собаки: «Ни фига себе, какой же огромный теннисный мячик!» — так думает собака.

Собака имеет сильную игровую мотивацию, но работает плохо.

Этому может быть несколько причин. Часто это бывает с собаками, которые боятся своего кинолога. Вероятно, кинолог жестко корректировал поведение собаки во время поиска или грубо играл с ней, грубо отбирал игрушку. Использование удавки или строго ошейника также может быть причиной плохой работы. Собака боится искать самостоятельно из страха, что ее поведение могут корректировать. Помните, поиск наркотиков для собаки – игра. Это должно оставаться для нее игрой или она не будет с вами больше играть в это.

Если у вас возникла такая проблема, избавьтесь от удавок и строгих ошейников, не дергайте собаку, когда работаете с ней на поводке. Позволяйте ей вести вас. Упражнения по послушанию проводите в дни, когда не занимаетесь с собакой поиском. Решение этой проблемы может занять достаточно продолжительное время, будьте готовы к этому.

Собака не выдерживает продолжительной работы.

В процессе дрессировки необходимо выработать у собаки высокую выносливость и работоспособность. Однако кинологи обычно проводят очень короткие упражнения длительностью всего несколько минут.

Одним из лучших способов повысить выносливость – игра по поиску игрушек в высокой траве. Это веселая игра для вашей собаки долго сохраняет заинтересованность и представляет хорошую физическую тренировку. Также увеличивайте продолжительность упражнений, совершая не 1-2 пуска-поиска, а больше. Занимайтесь так, чтобы каждый урок длился не менее 15 минут. Уроки могут быть иногда короче, иногда длиннее. Условие таково, собака должна работать столько сколько нужно.

Причинами, снижающими работоспособность собаки, могут быть высокая температура воздуха, жажда, наличие гигиенических потребностей или наличие болезней.

Прежде чем увеличивать продолжительность и сложность упражнений, устраните возможные причины, снижающие работоспособность собаки.

У собаки слишком низкая мотивация.

Низкой мотивацией обычно отличаются домашние собаки – собаки-любимцы. Иногда низкая мотивация может быть следствием генетических причин. В работу лучше отбирать собак с высокой мотивацией, так чтобы вам не пришлось тратить много времени, развивая и повышая ее. Но если перед вами стоит такая задача, вот несколько способов. Прежде всего, собаке позволяется только две вещи: сидеть в вольере или играть. Не должно быть никаких прогулок просто так, ласки или другого проявления любви к собаке. Если собака вне вольера, она должна играть с вами или искать закладки – игрушки ароматизированные запахом наркотиков.

Бросайте мяч, если собака не преследует его, бегите за ним сами и заставляйте собаку бежать вместе с вами. Возьмите мяч и снова его бросьте. Повторяйте столько сколько необходимо. Таким образом, вы показываете собаке, что является игрой, и что вы хотите от нее добиться. Переходите к игре в высокой траве, бросайте мяч в воду. Если собака не хочет участвовать в игре – возвращайте ее в вольер. Упрямую собаку полезно оставить в вольере на несколько дней без внимания. После перерыва выводите собаку, и сразу предлагайте игру. Если не хочет играть – снова в вольер. Через час повторите попытку. Будьте терпеливы и настойчивы, но имейте в виду, есть собаки, которых разыграть до нужной степени не удается.

Собака работает слишком быстро.

Если ваша собака работает слишком быстро, то может пропускать из-за этого закладки с небольшим количеством наркотиков, или, обнаружив закладку, проноситься мимо. Необходимо научить собаку прорабатывать объект исследования детально. Делайте высокие и низкие закладки, располагайте закладки близко друг от друга. Тренируйте собаку на поводке и заставляйте возвращаться к пропущенным местам и проверять их. Заставляйте собаку двигаться медленно и пронюхивать не только те места, где вы знаете, что там сокрыты наркотики. Если вы привлекаете внимание собаки только к тем местам, где есть наркотики, собака быстро научиться полагаться на вас как на поисковую машину и будет ориентироваться на ваше поведение, а не искать. Мягко, но настойчиво пользуясь поводком, не давайте собаке бежать.

Собака теряет концентрацию при поиске.

Если собака при работе, начинает отвлекаться, обнюхивая землю, траву, кусты и т.п. это ошибка дрессировщика. Во время дрессировки собаки, не позволяйте ей отвлекаться от поиска. При отвлечениях говорите собаке «Фу!» и принуждайте продолжить поиск. Привлекайте внимание к поиску, например, голосом, жестами и т.п. и не позволяйте ей заниматься ничем иным.

Примерная схема работы

Первый этап — выработка обонятельного рефлекса

  1. Ассистент раскладывает на невысокой платформе или полу две-три вещи идентичной формы (это могут быть знакомые собаке апортировочные предметы) и удаляется.
  2. Собаку усаживают рядом с предметами и подносят к носу «свой» точно такой же объект с одновременной подачей команды «Нюхай».
  3. Предмет еще какое-то время удерживают в руках, чтобы он напитался запахом человека, и кладут рядом с уже выложенными ранее.
  4. Руку, в которой был предмет, подносят к носу животного секунд на десять и в этот же момент произносят «Нюхай».
  5. Посылают животное жестом к предметам со словами «Апорт» (используют лишь на первых уроках) и «Нюхай».

В момент выбора человек должен следить за псом и в случае, когда он попытается взять не тот предмет, одергивают запретом «Нельзя» или «Фу». Когда животное наконец-то найдет то, что надо, его подзывают, забирают найденное и поощряют любым удобным способом.

Примерно через пару-тройку занятий обучаемый быстро и с первого раза решает поставленную задачу, и можно увеличивать количество используемых в работе объектов поиска, а также имеющих посторонние запахи других людей, животных и т.д.

Полезные советы:

  • чем больше предметов раскладывают, тем спокойнее собака работает;
  • если животное не хочет работать и хватает первое, что попадается в зубы, необходимо вести ее к предметам на поводке, дабы сбавить ее спесь;
  • предметы с чрезмерно привлекательными запахами (еда, следы другой собаки) убирают и заменяют;
  • по мере отработки навыка упражнение усложняют: предметы перемешивают, складывают в общую кучу, используют разные вещи по форме и размеру, вместо руки дают понюхать объект поиска.

Второй этап

Как только собака научилась безошибочно определять и выбирать «свой» предмет, пора переходить к поиску «чужого». В подготовке должно участвовать два ассистента:

  • один раскладывает одни предметы;
  • а другой кладет еще один и в метрах двух от платформы оставляет личную вещь (платок, обувь, рукавицу и т.д.).

Оба человека должны все объекты поиска подержать в руках примерно одинаковое время, чтобы пропитать их своим собственным запахом. Далее работа строится по тому же принципу, что и на первом этапе, только вместо «своей» вещи дают нюхать предмет одежды, принадлежащий второму ассистенту.

Основная трудность при работе: собака настырно продолжает искать «свой» предмет со знакомым запахом хозяина и возвращается ни с чем. В принципе проблема решается все тем же запрещающим сигналом «Нельзя» во время выбора собакой объекта и подачей команды «Нюхай». Правильные действия поощряются похвалой и лакомым кусочком.

В процессе работы дрессировщику необходимо следовать простым правилам:

  • быть внимательным и четко знать, где лежит искомый элемент;
  • своевременно подавать команды «Фу», «Молодец» или «Нюхай», чтобы животное не путалось, за что его похвалили, за что поругали и что ему вообще надо делать,
  • следить за своими жестами, дабы невольно одно и то же случайно повторяющееся движение не превратилось в команду.

Полезные советы:

  • на разные занятия привлекают разных ассистентов;
  • почаще меняют раскладку, форму, размеры предметов;
  • по мере отработки навыка увеличивают количество объектов и количество помощников, участвующих в раскладке.

Третий этап — поиск

После того как собака научилась принюхиваться и безошибочно определять нужную вещь, можно приступать к усложнению навыка и непосредственному обучению команде «Ищи» сначала предмета, а потом и человека.

Работа должна строиться на терпении и с учетом индивидуальных способностей, не стоит требовать от собаки сразу четкого выполнения команды и уж тем более бить за ошибки.

Схема работы примерно такая:

  • предмет будущего поиска дают понюхать привязанному животному со словами «Нюхай» ;
  • прячут предмет на виду у собаки и отпускают ее со словами «ищи» ;
  • после обнаружения учебный материал забирают со словами «Дай», а питомца поощряют похвалой и лакомством.

Через время процесс усложняют: предмет прячут в другой комнате, в другом предмете, у кого-то из членов команды и т.д. За каждый удачно выполненный поиск животное хвалят и кормят вкусняшкой.

При работе на улице разбрасывают вещи по полю в шахматном порядке и со словами «ищи» бегут вместе с собакой в поисках необходимого по ломаной траектории. Команду всегда подкрепляют жестом, помогающим животному определиться в какую сторону двигаться. Удачное выполнение поощряют.

Сначала по территории бегают за собакой, но со временем человек должен отставать, а животное самостоятельно приносить и отдавать в руки найденный предмет либо сообщать об обнаружении объекта громким лаем.

Обнаружение «злоумышленника»

Самый сложный процесс — это обучение поиска человека, к нему приступают после отработки команды на предметах. Важно, чтобы к этому времени животное умело задерживать «предполагаемого преступника».

Уроки проводятся на участке с различными укрытиями. Понадобится помощник, он же злоумышленник, который должен «потерять» пару вещей и спрятаться, к примеру, за ближайшим кустом.

  1. Собаке предлагают понюхать предмет несколько секунд со словами «Нюхай».
  2. Дают команду «Ищи» и посылают жестом зверя на поиск.
  3. Поначалу ассистент должен привлекать внимание питомца (например, шумным поведением), чтобы упростить животному задачу, но со временем процесс усложняется и питомец ищет «преступника» самостоятельно.

Важно животное научить задерживать человека в случае его сопротивления и не нападать при отсутствии борьбы, а просто подавать голос и сторожить. Естественно, помощника необходимо экипировать защитной одеждой для его собственной безопасности.

Усложнение навыка:

  • работа в ночное время суток;
  • поиск при наличии выстрелов;
  • ассистент хорошо прячется и сидит максимально тихо.

Еще несколько советов:

  1. При работе всегда обращают внимание на состояние животного: если оно нервничает, плохо себя чувствует и часто отвлекается, то лучше отложить занятие до более благоприятного момента.
  2. Для укрепления и развития навыка занимаются как можно чаще.
  3. Нежелательно использовать в качестве предмета поиска еду — это может отбить охоту искать несъедобные вещи.

Чупринина Марина

Нюх собаки в сорок раз чувствительнее, чем у человека. Она способна различать разные запахи, в том числе людей и животных, на дальних расстояниях и распознавать следы человека даже через несколько часов после того, как он прошел в этом месте. Но не все собаки чувствуют запахи одинаково. Чтобы научить ее брать след, потребуется много тренировок.

У всех ли собак одинаковый нюх?

Такие простые команды, как «лежать», «сидеть», «ко мне» закрепляются после 500-700 тренировок, а чтобы собака научилась распознавать запахи, идти по следу и давать хозяину знать об этом, нужно тренироваться еще больше. Сначала проверяют природное чутьё собаки. Для этого её выпускают на открытой местности и следят за тем, на каком расстоянии от животного или птицы она почует его запах. Если это произойдёт на расстоянии 20-30 шагов, то считается, что у собаки хороший нюх, а если она замечает животное или птицу только за несколько шагов от нее, то учить ее не имеет смысла.

Как собак учат распознавать запахи?

После испытания собак начинают специально обучать, чтобы они распознавали разные запахи. Сначала кладут ее любимую пищу в 10 метрах от нее, потом в 15 метрах и так далее, пока собака не начнет чувствовать запах на расстоянии 30 метров.

Или дают собаке понюхать какую-то вещь, а потом предлагают ей найти эту вещь среди других вещей. Потом собаку учат искать человека.

Собака пойдет по следу, который она чувствует лучше, чем все другие, поэтому если нужный след был затоптан другим животным или человеком, то собака может ошибиться и пойти не по тому следу, который нужен хозяину. Считается, что в пасмурную погоду собака чувствует запах лучше, чем в солнечный день. Направление ветра тоже играет важную роль. Если ветер сильный и дует в противоположном направлении, то она не сможет пойти по следу.

Собака не сможет учуять запах, если она больна. Обычно ее здоровье проверяют, прикасаясь к ее носу. Если нос влажный, то она здорова, а если сухой – то тренировку не проводят. Некоторые собаки чувствуют запах верхним чутьем, над поверхностью травы, а другие – нижним чутьем, по земле. Когда собака находит зверя или человека, она начинает лаять, так она говорит хозяину, что нашла того, кого искала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *